radioinzhener
Что же такое радиоинженер? Или радиотехник? Ну, если с понятиями техник и инженер все достаточно просто, это определяется уровнем специальных знаний и навыков, и уровнем образования,  - высшим  или среднетехническим. То раскрыть, чем же конкретно занимается радиоспециалист  (инженер или техник) в одном предложении  достаточно проблематично.

А многообразие специальностей группы 210000 «Электронная техника, радиотехника и связь» ответить на это и не пытается. Много ли скажут непосвященным названия, например, специальностей  «Радиотехника» (210300), Радиоэлектронные системы(210304) и Многоканальные телекоммуникационные системы (210404)? Или Электроника и микроэлектроника (210100), Нанотехнология (210600), Проектирование и технология радиоэлектронных средств (210201)? С учетом того, что такое «нанотехнология» до конца не ясно, т.к. конкретного мирового стандарта на этот термин не существует. Ну, это примерно как определение, типа микроминиатюрные, современные, перспективные, эффективные… система, приборы, компоненты и т.д.

Самое, что удивительное, если почитать учебный план этих специальностей, то разница будет в наличии или отсутствии пары-тройки профильных предметов, да в пропорции часов отведенных некоторым дисциплинам.

Так что же выбрать, куда поступать, на что рассчитывать в будущем?

Постараемся ответить. Вначале, куда поступать.

Во-первых, уровень подготовки преподавательского состава, опыт, стоящая рядом научно-производственная база, где студенты могут на практике приобщиться к конкретным аспектам будущей специальности. Если этого нет, то выбор между специальностями проще сводить к тем, что ближе к дому. Т.к. очень часто названия специальности просто означают рекламу, дань моде. Ну что такое, радиотехника или радиоэлектронные системы? Скучно, не вдохновляет. Зато, нанотехнологии, защищенные системы связи красиво звучат? А «сети связи и системы коммутации», вероятно, гарантируют работу в телекоммуникационных компаниях? Не гарантируют, поверьте. Гарантирует только квалификация!

Во-вторых, у многих вузов есть налаженные связи с предприятиями, и, проявив себя устроиться туда намного проще. И уже заранее можно представить востребованные навыки. Но не название специальности будет определяющим! А, скорее всего, личный энтузиазм, чтение дополнительной литературы, самостоятельная работа.

Так что не стоит гнаться за названиями, определяющим является общий уровень вуза и контакт с потенциальными работодателями, прежде всего авторитет вуза как кузницы полноценных кадров, и предоставление возможности пройти полноценную практику в ходе обучения, научную или производственную.

Хорошо, возможно мы успокоили абитуриентов, но что делать тем, кто пока не определился с выбором, с трудом представляет, что его ожидает в будущем? Если упростить вопрос, а надо ли связывать себя с радиоэлектроникой? Дадим краткую характеристику всему кругу околорадиотехнических, да простят нас за использование такого термина, специальностей.

Раньше очень популярно была такое разделение:

Радиоэлектронные системы - системотехника; Схемотехника; Технологии, конструкция, элементная база.

То есть на самом иерархическом верхнем уровне стоят системотехники, которые оперируют готовыми кубиками, системами, объединяя их для получения нужного результата. Системотехнику не обязательно знать что там внутри устройства, ему достаточно знать алгоритм взаимодействия, поддерживаемые протоколы, технические характеристики. А само устройство проектирует схемотехник, он выбирает элементную базу, обеспечивает решение системных задач для системотехника. При этом также может иметь смутное представление про микросхемы и конденсаторы, про пайку, тепловой режим, надежность работы. Элементная база, практическая реализация схемотехнических идей – это задачи технологий. Нет, мы не говорим про то, что системотехник не знает, как работает усилитель, или что такое транзистор. Мы говорим про то, что он абстрагирован от устройства транзистора, от технологий, которые позволяют, условно, поднять верхнюю рабочую частоту. Он просто использует в своей работе результаты труда схемотехника и технолога, применяет готовые электронные компоненты! Каждый занимается углубленно только своей специализацией.

Кроме того, все вышеперечисленное, можно разделить на три группы направлений: разработку, обслуживание, ремонт. И современные тенденции таковы, что обслуживание занимает все больше ресурсов. А ремонт, все больше превращается в диагностирование и перенаправление в специализированные сервисные центры, или сразу на свалку.

Раньше можно было выделить аналоговую и цифровую технику, сейчас доля аналоговых систем все время уменьшается. Даже то, что сейчас понимается под аналоговыми, на 90% состоит из цифровых систем где только на входе и выходе присутствуют аналогоцифровые (ну и цифроаналоговые, конечно) преобразователи и аналоговые усилители.

Если продолжить, то можно найти еще варианты разделения, оптические системы связи, радиосистемы, проводные. В отдельное направление можно выделить радиотехнические специализации в сегменте техники СВЧ, антенных систем. Потому как между теорией антенных систем и электронными приборами общего меньше, чем между программированием микроконтроллеров и схемотехникой. А эти самые программисты, досконально изучившие аппаратную часть, элементную базу, моделирующие поведение сложных радиосистем, кто они, неужели не радиоинженеры?

Вывод напрашивается такой. Есть фундаментальная база. В виде общетехнических специальностей: физика, математика, радиотехника и электроника. Есть иностранные языки, алгоритмизация, системный анализ. А далее идут специальные области знаний, степень актуальности которых диктуется сегодняшним днем. Толковый радиоинженер должен всегда держать руку на пульсе времени, уметь работать с литературой, учиться, узнавать новое и уметь использовать это на практике. Несомненно, тенденции таковы, что в настоящее время больше требуется системных специалистов, настраивающих и эксплуатирующих тиражируемое оборудование. Но даже при эксплуатации сверхнадежных систем, с «защитой от дурака», лучше быть умным и квалифицированным, чем тем, от кого надо защищаться. Учитесь, становитесь профессионалами с большой буквы. Ничто в нашей жизни, не стоит так дешево, и не ценится так дорого, как знания и квалификация.